Рельсы | | Рельсы — стальные балки специального (двутаврового) сечения, укладываемые на шпалах или других опорах для образования, как правило, двухниточного пути, по которому перемещается подвижной состав железнодорожного транспорта, городских железных дорог, специализированный состав в шахтах, карьерах, крановое оборудование. Рельсы для железнодорожного транспорта изготавливаются из углеродистой стали. Наиболее распространены в СССР и странах СНГ рельсы следующих типов: Р50, Р65, Р75. Цифра в обозначении примерно соответствует весу одного погонного метра рельса в килограммах. Длина стандартного железнодорожного рельса, производимого рельсопрокатными заводами в России, составляет 12,5; 25 или 50 метров. | | Виды рельсов | | - Рельсы железнодорожные узкой колеи (Р8, Р11, Р18, Р24) — предназначены для укладки на железных дорогах узкой колеи и подземных путях шахт
- Рельсы рудничные, для шахтных проводников (Р33, Р38, Р43) — предназначены для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог широкой колеи и для производства стрелочных переводов
- Рельсы железнодорожные для путей промышленных предприятий (РП50, РП65, РП75) — предназначены для укладки на железнодорожных путях широкой колеи и стрелочных переводов промышленных предприятий
- Рельсы крановые (КР70, КР80, КР100, КР120, КР140) — предназначены для прокладывания подкрановых путей подъёмных кранов
- Рельсы железнодорожные (Р50, Р65, Р75) — предназначены для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог широкой колеи и для производства стрелочных переводов
- Рельсы рамные (РР65) — предназначены для изготовления соединений и пересечений железнодорожного пути
- Рельсы контррельсовые (РК50, РК65, РК75) — применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути
- Рельсы остряковые (ОР43, ОР50, ОР65, ОР75) — применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути. ОР43 применяется для изготовления стрелочных переводов железнодорожных путей промышленных предприятий и круговых рельсов опорно-поворотных устройств экскаваторов
- Рельсы трамвайные желобчатые (Т58, Т62) — предназначены для укладки на трамвайных железных дорогах
- Рельсы усовиковые (УР65) — предназначены для изготовления железнодорожных крестовин с непрерывной поверхностью катания
| | Классификация железнодорожных рельсов | | Рельсы железнодорожные подразделяют: - по типам:
- Р50;
- Р65;
- Р65К (для наружных нитей кривых участков пути);
- Р75;
- по категориям качества:
- В — рельсы термоупроченные высшего качества;
- Т1, Т2 — рельсы термоупрочненные;
- Н — рельсы нетермоупрочненные;
- по наличию болтовых отверстий:
- с отверстиями на обоих концах;
- без отверстий;
- по способу выплавки стали:
- М — из мартеновской стали,
- К — из конвертерной стали;
- Э — из электростали;
- по виду исходных заготовок:
- из слитков;
- из непрерывно-литых заготовок (НЛЗ);
- по способу противофлокенной обработки:
- из вакуумированной стали;
- прошедшие контролируемое охлаждение;
- прошедшие изотермическую выдержку.
| | Условное обозначение | | Рельс A-B-C-D-Е-F… - A — тип рельса;
- B — категория качества;
- C — марка стали;
- D — длина рельса;
- E — наличие болтовых отверстий;
- F — обозначение стандарта ГОСТ.
Пример: Рельс типа Р65, категории Т1 из стали марки M76T, длиной 25 м с тремя болтовыми отверстиями на обоих концах рельса: Рельс Р65-Т1-М76Т-25-3/2 ГОСТ Р 51685-2000 | | Примечания | | - ГОСТ 5876-82 — Рельсы железнодорожные узкой колеи.
- ГОСТ 7173-54 — Рельсы железнодорожные типа Р43 для путей промышленного транспорта.
- ГОСТ Р 51045-97 — Рельсы железнодорожные типов PП50, PП65 и РП75 для путей промышленного железнодорожного транспорта.
- ГОСТ 4121-96 — Рельсы крановые.
- ГОСТ Р 51685-2000. Рельсы железнодорожные.
- ТУ 32 ЦП 805-94 — Рельсы рамные типа РР65.
- ГОСТ 18232-83 — Рельсы контррельсовые.
- ГОСТ 9960-85 — Рельсы остряковые.
- ТУ 14-2Р-320-96 — Рельсы трамвайные желобчатые.
- ТУ 32 ЦП-804-94 — Рельсы усовиковые типа УР65.
| |
|